Методы содержания приотарных волкодавов

Мы рассмотрим методы содержания приотарных Волкодавов! Я буду выступать от своего имени, как владелец питомника Среднеазиатских овчарок «из Псарни Ведеховых» и ссылаться на мнение людей имевших контакт, изучавших и конечно заводчиков.

Итак, СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ ОВЧАРКА - одна их древнейших пород собак, дошедшая до нашего времени практически в своем первозданном виде, ее история насчитывает более 4000 лет.

Эта древняя порода собак получена народной селекцией для выполнения пастушеско-сторожевой службы. Природный регион формирования породы - территории азиатского материка от Каспийского моря на западе до современной границы с Китаем на востоке, где с давних времен в силу природных условий население занималось кочевым скотоводством. Давнее название этого региона Туран, т.е. страна тюркских народов, более позднее - Туркестан, Средняя Азия. Последнее название и стало определяющим в названии породы, стандарт среднеазиатской овчарки зарегистрирован FCI под N 335 в 1989 г. Местное население называет эту породу собак по-разному, в зависимости от применения.

Прежде всего не стоит их путать с пастушьими собаками овчарками, смысловая нагрузка которых только пасти стадо, нет, рассматриваемые нами собаки, на мой взгляд ошибочно признаны FCI с подачи РКФ Среднеазиатской ОВЧАРКОЙ, ее истинное название во всех регионах Средней Азии – Волкодав. Итак, они еще и Охранники отары от всего могущего нарушить покой, будь то двуногий вор или четырех ногий! На приведенной ниже схеме подробно видно различие Типов Среднеазиатской овчарки и каждый достоин породы – Туркменский Волкодав, Узбекский, Афганский и т.д.

За пример такого симбиоза: Человек-Отара-Волкодав мы возьмем Туркмению и конечно Туркменского волкодава, еще он известен нам как Алабай, а самое распостраненное и к сожалению загрязненное название – Среднеазиатская овчарка.

Для начала давайте определимся – что такое Отара? Это название овечьего стада заимствовано из тюркских языков. Так, в туркменском находим отар – "пастбище, выгон". Т.е. Отара, стадо овец, сформированное для совместной пастьбы и содержания. В Отару подбирают животных, однородных по полу, возрасту, племенной ценности. Размер Отары 200—900 голов. В степных районах иногда формируют более крупные Отары, к-е обслуживает бригада чабанов из 3—4 чел. На зиму отара приходит домой на кошару, потому как матки уже суяганые. Вот с этого периода мы и начнем: овцы еще на кошаре, чабан с алабаем в ауле.

В.М. Массон «СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ОВЧАРКИ ТУРКМЕНИСТАНА В УСЛОВИЯХ ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ» в своих статьях писал, как Работая в экспедициях в Туркменистане со студенческих лет, начиная с 1946 года, он неоднократно имел возможность наблюдать образ жизни и повседневную ориентированность местных среднеазиатских овчарок, именуемых населением "алабаями". Поскольку лагеря археологов располагались как около селений, так и у колодцев в пустынно-степной зоне, эти наблюдения, как и сами контакты с животными, ежегодно происходили на протяжении длительного времени.

Естественная среда обитания алабаев носит, как правило, открытый характер, поскольку традиционная застройка туркменских селений не имеет жестко огражденных дворов, и собаки спокойно передвигаются по всему пространству. Здесь на первое место выступает функция охраны, жестко проявляемая с наступлением темноты. Среднеазиатские овчарки считают, что с наступлением темноты все должны сидеть по домам и каждый передвигающийся подвергается облаиванию. Очень часто на собак в селениях оставляют детей, в том числе и в люльках. Собаки очень хорошо относятся к детям и охраняют, например, от змей. Туркменская овчарка, как и некоторые коты-аборигены, "берет" змей, и если вокруг лагеря есть следы собак и кошек, почти гарантирована неприкосновенность от змей.

От себя добавлю, что кобелей, как правило держат на цепи, где-то на задних дворах, суки же передвигаются свободно. За это время, зимования отары, они успевают принести потомство – ощенится. Процесс спаривания я опишу позже, он относится к периоду нахождения собак в отаре, а пока Щенки! Сука находит подходящее место для рождения потомства и под действием инстинктов и гормонов его строит, начиная рыть нору в грунте, который порой и мотыгой не возьмешь. Нора часто имеет 2-3-метровый ход, заканчивающийся довольно просторным помещением, в которой и происходит рождение щенков. Как Вы понимаете без помощи человека с его медикаментами (Окситоцин, кесарево и т.д.). На лицо отбор, исключающий наследственные патологии репродукции у Алабаев. Вывода нет – только факт, мы же с Вами в ответе за тех кого приручили.

Щенки, методов ухода за ним у чабана нет, кроме купировки ушей и хвоста. К моменту когда люди могут увидеть щенков им как правило около 3-х недель. Среди народов СА бытует мнение, что их собаки малоплодны, оно основано на Естественном отборе происходящем в норе при родах и в последствии. Конечно глупо заявлять что выживает сильнейший, скорее выживает везучий, на которого не наступила случайно покалечив/убив сука-мама. Я имею такой племенной материал – покалеченную во время родов мамой суку, сломана лапа, три ребра и т.д., но с такой волей к жизни, таким происхождением и наконец психикой она, конечно, являлась одной из ведущих сук питомника, сейчас она уже на пенсии. Так вернемся к тем выжившим щенкам, их как правило один и называют его Екимен, что в переводе с Туркменкого Единственный. По родословным можно проследить четкую тенденцию Екимен Черный, Белый, Первый, Второй и т.д. Вот они вышли из норы и пришло время купировки ушей и хвоста. Конечно и это мероприятие не проходит незамеченным щенком, как например, собаки этой же породы но питомникового содержания, к-м уши и хвост купируют на 1-й-5 день от рождения, естественно зашивают или прижигают, обрабатывают от возможных попаданий инфекций и т.д. Щенок, утро, ранее, когда холод уже отступил и только начало пригревать солнце, щенок растоплен его согревающими лучами и его сон безмятежен – хрясь – это чабан подкрался с подветренной стороны и отрубил хвост – теперь щенок на всю жизнь запомнил – сон должен быть в один глаз! Нет, это не правило и не все в СА так делают, описываю то что известно мне. Обрабатывают хвост и уши после такой купировки золой, как дезинфектор и глиной как кровоостанавливаюм препаратом, если по какой-то причине не справляется сука зализывая.

Традиция обрезания ушей и хвостов объясняется чабанами так: уши режут, чтобы избежать лишних травм в схватках с хищниками или в поединках кобелей, ну и, якобы, это повышает остроту слуха, а хвост, чтобы, сворачиваясь "калачиком", собака не закрывала им себе нос, снижая тем самым чутье.

Мы с Вами поняли, что когда собака (как правило это зимнее время года, поздняя осень и начало весны) не ушла в отару с чабаном она гуляет вокруг дома, но четко определяя хозяин-чужой и такое содержание напоминает нам термин «дворняжка» или Метод вольного содержани. Этот термин закрепляется при знании Ислама – в котором традиционно, собаки рассматриваются как нечистые животные, контакты с которыми мусульманам запрещены…

Ранней весной, обычно уже в начале марта, когда появляется первая трава, туркменские чабаны с отарами овец отправляются на летние пастбища, где они пробудут до октября-ноября. Мало что изменилось в жизни чабана за многие-многие годы. Легкая разборная кибитка, загон для овец, – как сто лет назад, так и сегодня выглядит стоянка пастуха. Пастбища располагаются вокруг колодца с пресной водой, по-туркменски – гуи, который, как правило, находится вдалеке от населенных пунктов и людей. Многие колодцы, возраст которых исчисляется не одной сотней лет, своим названием донесли до нас имя вырывшего их человека. Они так и называются: Ахмед Гуи, Бяшим Гуи…

Труд пастуха нелегок и зачастую опасен, поэтому он пользуется большим уважением, а чабанский опыт часто передается по наследству от отца к сыну, который к пятнадцати-шестнадцати годам может уже начать работать самостоятельно. Ежедневно утром чабан верхом на осле, к которому приторочены хурджун с едой и водой, выгоняет отару на пастбище, а вечером снова возвращает ее к колодцу. Чтобы овцы не подъели и не вытоптали всю траву, маршрут каждый день немного меняется. Это выглядит так, словно каждый день отара обходит лепесток ромашки, центром которой является колодец, новый день, новый лепесток.

Единственное оружие чабана – острый кинжал. Сравнительно недавно, в 1960-е гг., чабанам в колхозах стали выдавать ружья для защиты овец от хищников, но порядок этот не прижился. Оказалось, что важнейшее, по-настоящему эффективное оружие пастуха – это ЧОПАН ИТ – чабанские собаки. Если стадо находится под охраной двух-трех мощных волкодавов, то ненужными становятся ружья, не нужно строить дорогостоящих кошар, можно до минимума сократить количество пастухов.

Вот что писал про собак, увиденных в Туркменистане, английский путешественник еще в 1882 г.: "Для охраны своих стад у туркмен имеется порода очень больших и злых собак, которые подобно нашим собакам, помогают пастухам управлять стадами и сторожат их по ночам; без таких бдительных сторожей было бы в самом деле невозможно в окружении воров-соплеменников даже на одну ночь уберечь собственность, пусть она будет государственная или же частная; из-за них вору почти невозможно что-либо унести, так как они тут же поднимают тревогу: одна или несколько таких собак спят под стенами каждого дома, и никто не может пройти мимо них незамеченным.

Обычно с отарой летом чабан держит одного взрослого кобеля, одну-две суки и несколько щенков в возрасте от 5-6 месяцев. Этого количества собак вполне достаточно, чтобы защитить стадо до 1000 голов. Днем они провожают отару на пастбище и, при малейшей возможности, спасаясь от жары, стараются найти какую-нибудь тень и спрятаться там. В это время они малоподвижны и кажутся неповоротливыми. Основная их работа начинается с наступлением сумерек.

Шакал и волк – вот главные враги чабана. Шакал враг массовый, но мелкий, он может напасть на ягненка, но с ним справится даже собака-подросток, и для взрослых овец он не представляет серьезной опасности. Волк куда страшнее, крупный, наглый, безжалостный зверь, прорвавшись в отару, пьянея от крови, режет без счету. Нападает он обычно ночью, когда овцы около колодца в загоне или просто в "куче". Туркменские чабаны говорят, что численность волков в последнее время сильно возросла и уже не редкость, когда хищник, не боясь человека, нападает на домашний скот днем и в присутствии хозяина. Кроме того, появились волки, про которых они говорят, что это "не наш волк" – этот гораздо крупнее нашего".

Конечно с недоверием относишься к таким сведениям, но они исходили от разных людей – от чабанов, пасущих свои отары в разных местах, и, скорее для очистки совести, было решено проверить их. Вот что нам удалось выяснить: в 1986 г. для съемок фильма из России были привезены две партии волков. Прирученные и хорошо выдрессированные звери, привезенные из Москвы, после окончания съемок были отправлены назад, а девять других были выпущены в Бадхызский заповедник. Среди них было четыре сибирских волка и пять волков, пойманных в лесах Ленинградской области. Кроме того, примерно через четыре года в Туркменистан была завезена и выпущена на свободу еще одна группа лесных волков. Метизация с местным поголовьем и привела к тому, что этот хищник в Туркменистане стал более крупным.

Итак, мы поняли сущность соперников нашего Алабая. Их безжалостность и ярость – они вступают в схватку за свою жизнь, а Алабай за имущество Чабана. Вообразите только эту преданность, такого нет ни у одной породы современность, чтобы собака за своего хозяина дралась насмерть, вообразите эту выносливость, которая не нуждается в сборно-разборной будке и сухом корме.

Рассмотрим метод обрабатывания ран после таких схваток, после Работы волкодава, назовем ее «Аборигенная ветиринария».

Заболевшей собаке, лезвием ножа, прижигают точку на лбу над межглазьем – пастухи считают, что это помогает собаке выздороветь, активизируя защитные силы организма. От глистов принято давать кусок овечьей шкуры с мехом. Чабанские собаки лечат себя сами, поедая траву, особенно весной, пока она еще зеленая и не выгорела на солнце. После столкновений с волком пастухи замечали, что у собак шатаются зубы, даже бытует мнение, что у волков ядовитая шкура; чабаны лечат зубы, натирая десны собак курдючным салом. Вот и вся "аборигенная ветеринария".

Ну а теперь еще одна составляющая методов содержания приотарных волкодавов – обработка ран после схватки с хищником. Ни для кого не секрет, что у собак очень быстро затягиваются раны. Даже поговорка есть: "Заживает, как на собаке!". Все дело в собачьей слюне, которой собака залечит себя и еще почистит залечивая.

Еще в Древнем Китае собачью слюну применяли для лечения раненых солдат. Для этого при госпиталях содержались специальные "лечебные" собаки, которые допускались к пациентам и языком вылизывали раны. На Руси, также знали о лечебных свойствах собачьей слюны. Как гласит народная мудрость: " У кошки во рту сто болезней, а у собаки сто рецептов". Для лечения ран, дерматитов и даже грибковых заболеваний, в дореволюционные времена пользовались слюной пса. На участок, пораженный грибком, наносилась сметана и собака ее с удовольствием ее слизывала, даруя хозяину выздоровление.

С научной точки зрения, лечение собачьей слюной имеет под собой реальную основу, а все благодаря содержащемуся там веществу "лизоцим" (мурамидаза). Лизоцим изучал Александр Флеминг, известный своими открытиями в области медицины, самым значительным из которых, стало изобретение пенициллина. Лизоцим - сильнейший антисептик и ранозаживляющее средство. Действует губительно на многие виды бактерий, разрушая их оболочку. Лизоцим содержится не только в собачьей слюне, его много в молозиве и молоке лактирующей суки, в лейкоцитах крови, но самая большая концентрация лизоцима в слезной жидкости собаки. Какое-то время антисептик добывали из собачьих слез, пока не научились извлекать его из куриного белка.

Из собственных наблюдений расскажу, что волкодав именно залечивает свою рану, в отличии от пород у которых эта способность исчезла ввиду отсутствия надобности выживать и которые нуждаются во всевозможных воротниках ограничивающих доступ к ране, потому как вместо помощи самим себе они ей «играются» разлизывая и не давая зажить.

Эта порода собак сохранилась в своем первозданном виде еще и потому, что на протяжении тысячелетий, с давних времен и до наших дней, продолжает действовать жесткий естественный отбор, в результате которого выживают особи, наиболее сильные и приспособленные, а производителями становятся лучшие из них. Во время течки сука совсем не обязательно покрывается кобелем – вожаком ее стаи. В это время на ее запах начинают собираться кобели из пасущихся неподалеку отар, и между ними разгораются настоящие сражения. Только сильнейший, доказав в схватке с другими претендентами свое право быть продолжателем рода, становится им. Про Чакана, отца легендарного Акгуша, рассказывают, что он крыл всех сук в районе Каахка, а в то время там паслось около 50 отар. Сколько же поединков пришлось выиграть этой собаке! 


Возврат к списку